М. Ю. Лермонтов "Пророк": анализ стихотворения

М. Ю. Лермонтов Пророк

Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова: "Пророк"

«Пророк» - стихотворение-веха, знаменующая окончательное изменение мировоззрения М.Ю. Лермонтова. Перемена, отражавшаяся в творчестве поэта с 1836 года (в стихотворениях «Поэт», «Кинжал», «Журналист, Читатель и Писатель», «Не верь себе»), выкристаллизовалась в «Пророка» - короткий и полный горечи итог размышлений Михаила Юрьевича о судьбе глашатая правды и вестника судьбы, истины в мире.

Стоит отметить, что на позицию Лермонтова повлияли не столько личные причины и образ жизни поэта, сколько состояние общества. После выступления декабристов на Сенатской площади в России наступил период реакции; гайки затягивались, цензура становилась все более жесткой, а тех, кто стремился говорить правду и критиковать сложившуюся систему, ждала невеселая судьба. Кого-то судили и ссылали, кого-то годами держали в Петропавловской крепости в ожидании расправы, кого-то просто делали изгоями в обществе. Да и само общество не желало больше прислушиваться к бунтарям. До знаменитых выступлений народовольцев и других предвестников революции было еще далеко, и люди, тонко чувствовавшие и широко мыслившие, как Лермонтов, оказались фактически в изоляции. Все это и нашло отражение в творчестве поэта.

Главная тема стихотворения

Как и в одноименном стихотворении Пушкина, в лермонтовском «Пророке» ярче всего звучит тема взаимоотношений поэта (с которым и соотносится пророк) и общества. Но если у Александра Сергеевича пророк принимает свое предназначение и готовится «глаголом жечь», то Лермонтов знакомит читателей с последствиями этого поступка. Пророк живет в изоляции, окруженный стеной непонимания. Он — изгой, к его словам никто не прислушивается, его гонят отовсюду, и единственное место, где он может спокойно существовать, - это уголок дикой природы. А проповедовать, пророчить там некому.

Лермонтовский пророк людей не любит — не может, вероятно, слишком хорошо видя то, насколько они погрязли в пороке и злобе, насколько замкнулись в своих маленьких жизнях, не желая слышать ни слова правды. Михаил Юрьевич протестует против этого непонимания, все еще видя смысл в пророческих обличительных речах, но горечь разочарования проникла уже слишком глубоко. В «Пророке» нет надежды, нет даже намека на возможный хороший исход. Отождествляя себя с главным героем произведения, Лермонтов выражает неуверенность в том, что труды его жизни кому-то нужны, что он оставит о себе память, а его работа не канет в Лету. Пророк презираем и осмеян, пророк не нужен — но все равно существует, потому что таково его предназначение.

Структурный анализ стихотворения

Произведение написано в жанре лирической исповеди. Для усиления драматического эффекта М.Ю. Лермонтов использует яркую, выразительную лексику, не чурается громких обвинений, откровенно говорит о душевных страданиях — это подчеркивают слова «глупец», «злоба», выражения «бросали каменья» и «бежал я нищий». Таким образом формируется образ гонимого, по-настоящему несчастного человека.

Размер произведения — четырехстопный ямб, рифма перекрестная во всех четверостишиях, кроме финального. Там используется опоясывающая, что вносит в композицию произведения четкий завершающий акцент. Благодаря активному использованию устаревшей лексики возникает сходство «Пророка» с религиозными текстами и старинными сказаниями. Кажется, что мы действительно слушаем исповедь уставшего от жизни и разочарований вестника истины, отчаявшегося докричаться до людей.

«Пророк» - очень зрелое произведение, созданное на закате жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. В нем нашли отражение волнения и тревоги, беспокоившие поэта, его разочарованность от непонятости обществом, от печального состояния страны, от невозможности донести до человечества свою мысль.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.